ИСО серии 9000 - путь совершенствования качества
продукции предприятий пищевой промышленности

    В течение последних 30-40 лет качество продукции в странах с рыночной экономикой все в большей степени оказывается в центре внимания производителей, а для многих предприятий - просто становится стратегическим фактором успеха.
    Для гарантии качества продукции ИСО (Международная организация по стандартизации) разработала специальные стандарты на систему качества ИСО серии 9000, которые в 1987 году стали международными нормами. В России эти нормы также являются национальными стандартами ГОСТ.Р ИСО 9000.
    Система качества, основанная на международных стандартах ИСО серии 9000, становится все более признанным стандартом качества, а во многих отраслях - необходимым условием для того, чтобы остаться на рынке. Тот факт, что стандарты ИСО серии 9000 уже приняты как национальные более чем в 90 странах мира, доказывает их универсальный характер и пригодность для использования в качестве основы при создании эффективной системы качества на предприятии.
Почему сегодня, в условиях рынка, предприятия пищевой промышленности обращают внимание на систему качества?
Этому есть много объяснений, остановимся на некоторых из них.
Существование в экономической системе любого хозяйствующего субъекта зависит от его отношений с партнерами: потребителями продукции, поставщиками сырья, оборудования и материалов и др. Пока есть отношения с партнерами, есть и жизнь хозяйствующего субъекта, поэтому эти отношения нужно инициировать, поддерживать и развивать. Как известно, в экономике партнеров выбирают в зависимости от качества, цены и сроков изготовления того, что они предлагают. При централизованном планировании необходимости поиска партнеров для предприятия не было. Отношения устанавливались директивно, с помощью плановых заданий, определяющими параметрами были номенклатура выпускаемой продукции и сроки. Качество не было в центре внимания, т.к. продукция все равно покупалась потребителем, поскольку это предписывалось вышестоящей организацией. Так были воспитаны несколько поколений россиян, и это стало одной из черт нашего менталитета. Другое дело в рыночной экономике. Здесь цена и сроки являются определяющими факторами только при одинаковом качестве, т.е. потребитель смотрит на цену и сроки тогда, когда продукция конкурентов имеет сопоставимое качество (ценность для потребителя).
Хотелось бы обратить особое внимание на сегодняшнее определение качества на международном уровне (стандарт ИСО 8402 "Словарь"):
Качество - это совокупность свойств и характеристик объекта, относящиеся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Другими словами, качество - это удовлетворение потребителя.
Такое определение качества отличается от нашего менталитета. Остановимся на психологическом аспекте отношения россиян к качеству. Каждый из нас попеременно существует в двух ипостасях: как покупатель и как производитель. В роли покупателя мы справедливо привередливы, хотим купить только качественную вещь и негодуем, если наши надежды не оправдываются (Хлеб не вкусный, пряники черствые, продукция плохо упакована). А в роли производителя мы выпускаем продукцию не задумываясь о потребностях и ожиданиях потребителей, и при этом не считаем нужным оправдываться.
Что же будет иметь предприятие, внедрившее систему качества?
Здесь, по нашему мнению, опасно как недооценивать, так и переоценивать возможности системы. Оговоримся сразу: сказанное далее заставит многих руководителей пожать плечами. В результате внедрения системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000  все процессы обеспечения качества продукции на предприятии будут поставлены под контроль руководства. Система гарантирует, что решения, принятые руководством, будут доведены до конкретных исполнителей, выполнены, а их результаты проанализированы. Далее, при необходимости, система обеспечит устранение причин возникших ошибок, дефектов или другой нежелательной ситуации с тем, чтобы предотвратить их повторное возникновение.
Другими словами, система качества - это инструмент в руках руководства предприятия, от квалификации которого зависит эффективность его применения.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что только спустя год - полтора после внедрения системы начинает заметно улучшаться качество и снижаться себестоимость продукции. Так что нетерпеливым руководителям можно только посочувствовать и напомнить совет Эйнштейна, который говорил, что тот, кто хочет получать быстрый результат, должен научиться стирать белье.
Необходимо понимать также, что затраты на внедрение системы качества - это не убытки, а грамотные инвестиции. Система качества должна способствовать достижению перспективных целей, связанных с потенциальными возможностями предприятия,  а не получению разовой прибыли от выполнения конкретного заказа. Эффект от внедрения системы качества проявится за счет :
    - обеспечения и улучшения качества продукции;
    - снижения себестоимости выпускаемой продукции путем снижения скрытого производства (брак, переделки, доработки и т.п.), предупреждения брака, повышения экономичности производства и совершенствования процессов образования качества;
    - рационализации организационной структуры управления;
    - роста удовлетворенности потребителей и доверия к предприятию;
    - предупреждения претензий, связанных с ответственностью за некачественную продукцию;
    - повышения гибкости перестройки процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях потребителей;
    - четкого перераспределения ответственности за качество между всеми сотрудниками предприятия;
    - наглядности управленческих и технологических процессов предприятия.

Как создается система качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000?
В случае, если руководство предприятия ориентируется не только на разработку и внедрение системы качества, но и на ее сертификацию (признание независимой организацией), работа по созданию системы качества состоит из семи основных этапов:
    1. Обследование существующей системы качества (оценочный аудит). По результатам обследования руководство предприятия имеет реальное представление о том, с какого уровня начинает работу и какой объем работы предстоит выполнить при создании системы качества на основе ИСО серии 9000. При обследовании проводится изучение действующих организационно-распорядительных документов, регламентирующих систему качества, а также собеседования с руководителями и ведущими специалистами предприятия. Анализ результатов обследования представляется первому руководителю в форме памятной записки. Обследование проводится в течение 3-4 дней и, как правило, поручается консультантам независимой организации, профессионально подготовленным для выполнения данной работы. Важно понимать также, что при анализе существующей системы качества ее проверяют на соответствие требованиям международных стандартов, поэтому привлекаемые для анализа специалисты должны хорошо знать указанные требования.
    2. Создание организационной структуры системы качества. Руководство предприятия должно обеспечить внедрение системы качества на основе ИСО серии 9000 необходимыми ресурсами: персоналом, средствами, временем. Нельзя допустить, чтобы дополнительная нагрузка на сотрудников на этапе построения системы  свелась к формальной демонстрации приверженности новому делу. При этом вне конкретной работы по обеспечению качества как основы долгосрочного успеха не должно остаться ни один работник. На этом этапе на предприятии должны быть образованы органы, которые будут разрабатывать и внедрять документы системы качества на основе ИСО серии 9000. Одни из них будут необходимы только на период разработки и внедрения системы, другие сохранятся и на период ее функционирования. Необходимо назначить представителя от высшего руководства, руководителя проекта системы качества, внутренних аудиторов (экспертов по системе качества), образовать Совет по качеству при первом руководителе и Службу качества. В каждом подразделении предприятия необходимо определить представителей по системе качества.
     3.Повышение квалификации всего персонала предприятия. Проводится без отрыва от производства для руководства предприятия (2 рабочих дня), руководителей подразделений и ведущих специалистов ( 4 рабочих дня), представителей по системе качества в подразделениях (5 рабочих дней). Остальной персонал предприятия обучается силами самого предприятия по 8-ми часовой программе. Для получения сертификата на систему качества в одном из международных сертификационных органов рекомендуется, чтобы руководитель проекта системы качества (руководитель Службы качества) прошел 4-х недельное повышение квалификации и получил диплом менеджера по качеству с последующим включением этого специалиста в международный реестр дипломированных менеджеров по качеству. Первому руководителю целесообразно пройти обучение на 5 - дневных курсах, организованных  Консультационным центром "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ".
     4. Разработка и внедрение документации системы качества. Продолжительность 8-12 месяцев. Документация разрабатывается специалистами самого предприятия самостоятельно, с привлечением, как правило, для консультаций профессиональных экспертов по системе качества на основе ИСО серии 9000. Потребность в услугах консультантов оценивается в 10-15 чел/дней. Общее правило состоит в следующем: чем лучше организована работа по подготовке и внедрению документов системы качества на основе ИСО серии 9000 на предприятии, тем меньше потребность в услугах консультантов. Правильная организация работы предполагает: разработку и утверждение программы подготовки документов системы качества; организация работы рабочих групп ; систематическое рассмотрение за заседаниях Совета по качеству выполнения программы; регулярное проведение внутренних проверок системы качества (после утверждения первого документа).
    5. Консультационный  аудит. По окончании разработки и внедрения системы качества при участии экспертов-консультантов проводится консультационный  аудит и определяются объемы работ по доработке системы. Если по результатам консультационного  аудита будет признано, что система качества отвечает требованиям выбранной модели (ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003),  то переходят к завершающему этапу работы.
     6. Сертификационный аудит. На этом этапе руководство прдприятия обращается в сертификационный орган для проведения аудита и выдачи сертификата на систему качества. Для получения сертификата на систему качества российские предприятия могут обращаться либо в Госстандарт РФ либо в одну из организаций, сертификаты которых признаются большинством развитых стран. Независимо от того, в какой сертификационный орган обратится предприятие, требования у всех одинаковые, т.к. они регламентируются международными стандартами.
    7. Оформление и выдача сертификата. Условием для оформления и выдачи сертификата является заключение контракта с сертификационным органом на оказание услуг по сопровождению системы качества. Ежегодно сертификационный орган проводит наблюдательный аудит и подтверждает свое решение о выдаче сертификата. По истечении срока действия сертификата (как правило, три года) проводится повторный сертификационный аудит и выдается новый сертификат на последующий срок. Таким образом, получение сертификата не является основанием для самоуспокоения. Уровень системы качества необходимо ежегодно подтверждать.
* * * * * * * * * * * * * * * *
    Во второй половине ноября с.г. АО "Мосхлеб" планирует провести совещание первых руководителей подведомственных предприятий, посвященное основным проблемам, связанным с созданием систем качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
В совещании примут участие эксперты Консультационного центра "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ", которые в настоящее время сотрудничают с БКК "Серебряный Бор" при создании на комбинате системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000.
Консультационный центр "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ" является специализированным экспертным базовым центром Федерального лицензионного центра по вопросам создания систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000 (Аттестат ФЛЦ-б  061).
"ЦНИОпроект-ИНВЕСТ" образован 12 декабря 1990 года. Основные направления в работе Центра: прикладные и научные исследования в области организации и управления производством; разработка нормативных и методологических документов; конкретные проекты организационных структур; участие во внедрении и опытной эксплуатации разработок Центра; консультирование по вопросам систем качества на основе ИСО серии 9000 (ГОСТ.Р ИСО 9000); повышение квалификации специалистов.
Сотрудничество по разработке систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000 осуществляется со 136 организациями разных отраслей промышленности.
 
Подольский М.С.
Генеральный директор
Специализированного экспертного базового центра "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ",
канд. экон. наук,
менеджер по качеству TUV-CERT, аудитор систем качества BVQI и TUV-CERT

Стекольщиков И.А.
Эксперт-консультант
Специализированного экспертного базового центра "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ",
менеджер по качеству TUV-CERT,
аудитор систем качества TUV-CERT и BVQI