МОЖЕТ ЛИ УСИЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ КАЧЕСТВА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ?

В сознании многих проектировщиков и, что важнее, многих руководителей органов управления строительным комплексом закрепилось мнение, что усиливая контроль, можно улучшить качество проектов. Такая точка зрения на практике реализуется в длинную цепочку контроля: проектные решения инженера проверяет старший инженер, потом руководитель группы, главный специалист отдела, начальник отдела, ГИП, иногда главный инженер института, потом отраслевая экспертиза и, наконец, государственная экспертиза, по результатам которой более 50 процентов проектной документации возвращается на доработку.  И при этом на площадку строительства попадает такая проектная документация, что проектировщики получают  многочисленные замечания непосредственно в процессе выполнения строительно-монтажных работ.  Жизнь подсказывает: что-то неладно в "датском королевстве".  Однако ситуация не безнадежна.  В других странах столкнулись с такой же проблемой и выработали достаточно эффективные решения, адекватные потребностям современного проектирования. Мы же, как это часто бывает, предпочитаем игнорировать мировую практику, каждый раз наступая на одни и те же грабли, хотя организационно-экономические недостатки процесса контроля качества, практикуемого у нас, очевидны. Остановим внимание на некоторых из них.
В процессе контроля не создается добавочная стоимость - ничего такого, что можно было бы предложить заказчику, т.е. продать. А себестоимость продукции увеличивается, и соответственно снижается прибыль.
При контроле "размывается" ответственность за качество проектной документации: ее несут "коллективно" все -  и исполнители и проверяющие - а значит не несет никто.
Затруднено информационное взаимодействие между исполнителями и контролерами. Достаточно вспомнить длительный путь экспертных заключений от автора к исполнителю и обратный путь разъяснений и оправданий.
При значительном объеме проектных решений армия контролеров превращается в самостоятельный институт со своими методиками, базами данных, компьютерными сетями, программами и т.п.
Надежды на выборочный контроль не оправдываются: "пропускается" именно там где тонко, что непременно и рвется. Применение же статистических методов для определения  объема выборок проектных решений, подлежащих контролю, в нашей практике пока не используется.
Достаточно часто качество проектных решений можно оценить только в процессе строительства или эксплуатации. Это и выразительность архитектурных решений, и "удобство" при монтаже и обвязке технологического оборудования, и т.п. -  другими словами, есть проектные решения, качество которых просто нельзя проконтролировать на стадии и по завершении разработки.
Какой бы контроль качества мы ни проводили, всегда есть вероятность, что ошибки и дефекты "проскочат"  в самый неподходящий момент.
Итак, гарантии качества, основанные на контроле, не надежны, что порождает большие проблемы.  В связи с этим, например, в Японии уже с 1949 г. началась пе-реориентация на другие пути обеспечения качества, в том числе в проектировании.  (К.Ишикава, "Что такое всеобщее управление качеством", Японский путь. АОЗТ "ТКБ ИНТЕРСЕРТИФИКА", М., 1999).  Обратились к гарантиям качества, основанным на управлении процессом. Изучение процесса производства  дало основание для следующих выводов: можно обеспечить соответствие продукции заданным стандартам качества посредством управления  самим процессом. В нашем случае продукцией являются проектные решения,  и речь должна идти об управлении процессом проектирования. Тогда <качество встраивается в каждый процесс>, и это гарантирует качество проекта.  Контрольные структуры перестают быть исключительными подразделениями, от которых зависит гарантия качества. В проблему объективно вовлекаются  ВСЕ проектировщики, т.е. отдел маркетинга, планово-экономический отдел, подразделение научно-технической информации, производственные подразделения, архив, отдел выпуска и субпроектировщики совместно выполняют соответствующие обязательства по управлению качеством. Другими словами, в управлении качеством участвуют все подразделения и все сотрудники.
Важно подчеркнуть, что речь не идет об отрицании контроля. При существующем сегодня уровне процесса проектирования необходимость в контроле не отпадает. Он должен проводиться четко. К тому же с выходом нового Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором  усилена ответственность за качество продукции,  внимание к контролю мотивируется необходимостью прямых данных для подтверждения ответственности проектировщиков Однако, насколько  бы  тщательно ни контролировалось качество проектных решений, часть контрольных действий объективно будет ошибочной, и дефектная  проектная продукция может попасть к заказчику. Именно это обстоятельство диктует необходимость переноса акцентов в решении проблем качества проектной продукции на процесс управления.
Создание в проектно-изыскательских организациях систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000  есть реальная возможность управлять процессом проектирования для гарантии качества проектных решений. В предыдущих публикациях на эту тему, когда обсуждались причины , побуждающие проектные организации приводить  свои системы качества в соответствие с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, говорилось о требованиях заказчиков, политике Правительства Российской Федерации и Госстроя России, Гражданском кодексе  РФ и т.п., однако вопрос неэффективности нагромождения контрольных структур не затрагивался.
В настоящее время достаточно много говорится  о необходимости государственного регулирования на переходном этапе к рыночной экономике. В  капитальном строительстве это реализуется  в трех направлениях: первое - разработка нормативных документов, обеспечивающих жизнь и здоровье населения, охрану окружающей среды, конструктивную устойчивость и надежность строительных конструкций и изделий, систем инженерного оборудования зданий и сооружений, совместимость проектирования и строительства;  второе - усиление роли государственной экспертизы;  третье - лицензирование строительной деятельности.
Первое и второе направления ориентированы на формирование и проверку требований к качеству проектной документации, т.е. проверке качества уже ГОТО-ВОЙ проектной продукции. Понятно, что при этом качество можно только ОЦЕ-НИТЬ, но УЛУЧШИТЬ нельзя, т.к. оно уже сформировано. Документацию можно переделать, исправить, доработать, но о что было сделано, уже сделано. Теперь можно только сформировать ДРУГОЕ качество, потратив новые средства, ресурсы и время.  К сожалению, мы продолжаем акцентировать усилия на исправлении бра-ка, а не на его предупреждение. Последнее же, как показывает мировой опыт, на несколько порядков дешевле и эффективнее.
Третье направление - лицензирование строительной деятельности по своей сути обращает внимание на процесс  проектирования, т.е. на предупреждение , а не исправление ошибок, и в этом направлении определенное государственное регулирование, по нашему мнению,  вполне уместно.
Как известно, в соответствии с Положением о лицензировании строительной деятельности, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от 25 марта 1996 г. N 351 для получения (продления) лицензии необходимо представить "сведения о наличии системы КОНТРОЛЯ качества работы" в проектной организации. Эта за-пись, по нашему мнению, не выдерживает критики, а на практике это выражается в представлении лицензионным органам сведений либо о том, что в институте в восьмидесятых годах разрабатывались стандарты КС УКП либо , что в техническом отделе проверяют качество проектных решений. На самом деле все это не более чем профанация и справедливости ради следует сказать, что на этот счет никто  не заблуждается. Итак, посмотрим правде в глаза и скажем, что при выдаче (продлении) лицензии необходимость продемонстрировать качество процесса проектирования и гарантию качества проектной документации практически не существует. Первая  попытка в этом направлении, предпринятая ФЛЦ Госстроя России, который попытался связать выдачу лицензии с необходимостью НАЧАТЬ работу по созданию системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000, к сожалению, пока не нашла поддержки .
Подводя итог, представляется необходимым усилить государственное регулирование  совершенствованием процесса проектирования и, как следствие, качеством проектной документации, используя для этого хорошо себя зарекомендовавшую во всем мире систему качества на основе стандартов ИСО серии 9000.

М.С.Подольский
Генеральный директор СЭБЦ ФЛЦ Госстроя России, канд. экон. наук.