ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА

В прежней экономической системе проектировщики выполняли роль проводника "единой технической политики", которая формировалась за пределами проектной организации в государственных органах управления народным хозяйством и доводилась до проектировщиков в форме постановлений, директив, планов внедрения новой техники и т.п. Проектный институт в лучшем случае принимал участие в процессе ее формирования, а чаще всего от него требовалось безусловное выполнение принятых вышестоящим органом решений.
Рынок заставляет проектную организацию формировать и реализовывать собственную техническую политику, отвечающую требованиям ее непосредственных заказчиков. Качество продукции и услуг, т.е. удовлетворенность заказчиков, становится залогом успешной конкурентной борьбы.
При этом изменилась роль государственных органов. Государственное участие в регулировании рыночных отношений при осуществлении инвестиционной деятельности охватывает следующие основные области и виды воздействий в технической сфере:
? создание системы нормирования, ориентированной на интересы непосредственного потребителя продукции и услуг в инвестиционном комплексе;
? лицензирование проектной и строительной деятельности, сертификация проектной продукции массового применения;
? государственная экспертиза проектов и инвестиционных программ, контроль за соблюдением государственных норм и стандартов;
? определение научно-исследовательских и проектных организаций, осуществляющих головные функции федерального уровня в области строительства, стандартизации и нормирования.
Сегодня в России действует новая система нормативных документов в строительстве. Главная направленность новых нормативных документов - защита прав и интересов потребителей продукции при расширении прав заказчика в решении технических и экономических вопросов проектирования и строительства. Отличительной чертой новой системы нормативных документов является переход к методическим принципам, которые применяются в практике нормирования технически развитых зарубежных стран. В отличие от традиционного, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводится подробное описание конструкции, методов расчета применяемых материалов и т.п., вновь разрабатываемые строительные нормы и стандарты содержат, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных сооружений и изделий, основанные на требованиях потребителя (заказчика), цели которые должны быть достигнуты, но не методы их достижения. В дальнейшем, предполагается, что нормативные документы будут изменяться в направлении, когда в них не будет предписываться, как проектировать и строить, а будут лишь устанавливаться требования, которые должны быть удовлетворены.
Существенно сократились обязательные (так называемые "установленные" ) требования. Обязательными для применения в новых условиях становятся только те требования, которые обеспечивают:
1) безопасность жизни и здоровья граждан;
2) охрану окружающей природной среды и недр;
3) надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений;
4) совместимость и взаимозаменяемость продукции и применяемых в строительстве технических решений.
Другие требования ("предполагаемые") носят рекомендательный характер и призваны методически помогать любому заказчику (инвестору) или проектировщику. Так, например, требования к выбору объемно-планировочных, конструктивных, технологических и других решений, которые ранее регламентировались нормами, могут носить только рекомендательный характер. Эти решения принимаются проектировщиками самостоятельно с учетом конкретных условий соответствующих производств, природно-климатических, социальных и экономических особенностей территорий, на которых будут расположены объекты строительства, наилучшим образом отражая интересы конкретного заказчика (инвестора).
Таким образом, проектировщики поставлены перед необходимостью самостоятельно принимать решения, определяющие качественный уровень проектируемых объектов для достижения превосходства над конкурентами.
Обязательные требования нормативных документов подлежат выполнению всеми участниками инвестиционной деятельности и государственными органами управления и надзора. Рекомендательные положения и нормы становятся обязательными для применения, если договором предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы. При отсутствии с договоре таких указаний экспертные или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендательных норм для обеспечения выполнения обязательных требований СНиПов. Применение рекомендательных норм может рассматриваться лишь как одна из возможностей для доказательства выполнения обязательных требований. Исполнитель вправе разработать и осуществить собственное или любое другое решение как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений безусловно должна подтверждаться расчетом, результатами исследований или каким-либо другим способом.
Сегодня заказчик (инвестор) совместно с проектировщиками самостоятельно определяют стадийность, состав и содержание проектной документации, сроки ее разработки исходя из интересов заказчика, оценки степени предпринимательского риска, с учетом технической сложности объекта и природных условий строительства. При этом, стадийность проектирования (сочетание стадий, выбор утверждаемой стадии) жестко не регламентируется и может приниматься по соглашению между заказчиком и проектировщиками. Требования к порядку разработки, согласования, утверждения и составу проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений установлены в СНиП 11-01-95.
Упрощение порядка разработки проектной документации позволяет воспользоваться резервами сокращения избыточной информации и, как следствие обеспечить существенное снижение трудоемкости (себестоимости) проектных работ. По имеющимся данным до 50 процентов информации в рабочей документации являются избыточными, т.е. бесполезными, так как на ее создание затрачиваются ресурсы. Сокращение избыточной информации напрямую влияет на качество документации - уменьшается вероятность появления ошибок как в процессе оформления, так и в процессе внесения изменений в проектную документацию, что особенно важно.
Рассмотренные изменения позволяют говорить о необходимости пересмотра проектными организациями концепции построения собственной нормативной базы. При этом, если сравнить затраты, которые раньше несло государство для разработки единой технической политики и поддержания в работоспособном состоянии прежней системы нормативных документов, с возможностью каждой проектной организации иметь собственную конкурентоспособную техническую политику, становится ясно, что проектировщикам потребуется дополнительно изыскивать средства на проведение этих работ.
Происходит изменение роли экспертизы в инвестиционном процессе. Экспертиза перестает быть принадлежностью только государственного контроля и либо переходит к инвестиционным структурам, требующим от экспертизы значительно большей степени достоверности оценки проектов, чем это было при государственном субсидировании строительства, либо обретает статус независимого и, стало быть, более объективного органа. Экспертные органы из чисто контрольной инстанции, почти всегда оппозиционно настроенной по отношению к проектировщику, превращаются в партнеров, заинтересованных в содействии инвестиционному процессу. В новых условиях нет препятствий для участия экспертов не только на этапе рассмотрения и оценки принятых проектных решений, но и при корректировке их с целью повышения эффективности инвестиций, а также последующего участия в процессе их реализации в строительстве с получением доли прибыли от эксплуатации построенного предприятия.
Основным документом, в котором возможно полно регламентируются взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком, становится подрядный договор (контракт). Причем документом, определяющим правила поведения не только в сфере экономических отношений, но в первую очередь устанавливающим организационно-технологическое закрепление обязательств, прав и ответственности сторон. В новых условиях проектировщикам крайне выгодно для отсечения конкурентов и наполнения "портфеля заказов" на длительную перспективу заключать подрядные договора (контракты) с заказчиком на оказание широкого спектра инженерно-консультацион-ных услуг на весь период проектирования и строительства объекта, а не только на разработку проектной документации, как это практиковалось прежде. При этом к новым существенным условиям подрядного договора (контракта) следует отнести необходимость разработки и согласования с заказчиком эталона (образца) оформления проекта, что позволяет разрабатывать проектную документацию в минимальном объеме, исключать возможные споры и разногласия при сдаче-приемке работ.
При проведении подрядных торгов (конкурсов) на разработку проектной документации или заключении подрядного договора (контракта) заказчик вправе потребовать доказательства способности разработчика обеспечить требуемое качество. Все чаще в этих целях используются стандарты серии ИСО 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000), как стандарты системы обеспечения качества. Получение сертификата на систему качества создает конкурентные преимущества для проектной организации не только на внутреннем, но и на международном рынке проектных работ.
Госстрой России обратил внимание  Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на то, что отсутствие в подрядных организациях сертифицированных, имеющих международный уровень систем качества сдерживает развитие строительного комплекса Российской Федерации, тормозит достижение стабильных качественных показателей оказываемых услуг, препятствует объективной оценке заказчиками профессиональной надежности подрядчиков, отрицательно сказывается на готовности страны к широкому экспорту подрядных услуг (письмо от 01.06.99 ╪ АТ-1863/6). В этой связи Госстрой России рекомендует государственным заказчикам всех уровней в 1999-2000 годах включать в состав тендерной документации требование о необходимости разработки и внедрения в организациях строительного комплекса систем качества на основе  ГОСТ.Р ИСО 9000.
Другим новым существенным условием подрядного договора (контракта) является установленное Гражданским кодексом Российской Федерации требование полной компенсации ущерба, который может понести каждая из сторон из-за некачественного выполнения работ. Прежде проектная организация компенсировала причиненный ущерб заказчику в размере до 4 процентов, но не более стоимости проектных работ. Избежать банкротства из-за недостаточности имеющегося имущества для компенсации возможного ущерба помогает страхование. Одновременно с заключением подрядного договора (контракта) на выполнение проектных и изыскательских работ предполагается заключение договоров страхования с соответствующими страховыми обществами (компаниями).
Новые условия деятельности проектной организации требуют установления в проектном институте персональной ответственности всех участников разработки проекта. Эта ответственность будет предметна и неотвратима только в том случае, когда возможно установить по чьей вине допущены, например, ошибки, повлекшие за собою негативные последствия для заказчика. Сложившаяся организация процесса проектирования чаще всего не позволяет определить, кто же конкретно виноват в допущенной ошибке. Другими словами, по подписям на чертежах невозможно установить, кто же персонально несет ответственность за качество  приведенных в них проектных решений.
Анализ подписей в проектной документации показывает, что их количество носит случайный характер, назначение подписей проектировщиками не осознается и на практике приводит к коллективной безответственности за результаты проектирования.
Регламент подписей на чертежах и других проектных документах проектный институт должен разработать самостоятельно, учитывая особенности проектных решений, существующей технологии и организации проектирования, а также принятые правила разделения компетенции между проектировщиками различной квалификации. Для этих целей целесообразно использовать основные положения по регламентации подписей на проектной документации, разработанные консультационным центром "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ".
Рекомендуется также четко определить обязанности, права, ответственность и подчиненность всех проектировщиков, имеющих отношение к принятию, проверке, анализу и одобрению проектных решений.
В подрядном договоре (контракте) должны найти отражение и условия соблюдения конфиденциальности и охраны коммерческой тайны заказчика и проектировщика, а также условия использования авторских прав и интеллектуальной собственности проектировщиков.
Чтобы иметь возможность влиять на качество строящегося объекта у проектировщиков появляется потребность фиксировать в подрядном договоре (контракте) не только условия своих взаимоотношений с заказчиком относительно разрабатываемой проектной продукции, но также те условия которые являются необходимыми для успешной реализации проекта и которые должны найти отражение в подрядном договоре (контракте) на строительство.
На рынке лучшая реклама для проектного института - построенные по его проектам объекты. Престиж проектного института у заказчиков определяется не количеством и качеством выпущенных проектов, а количеством и качеством построенных по его проектам и введенным в коммерческую эксплуатацию объектов, которые приносят инвесторам отдачу на вложенные средства. Это означает, что  проектная организация в первую очередь заинтересована в том, чтобы заложенные в проект замыслы нашли точное воплощение на площадке строительства. Осуществление авторского надзора за строительством приобретает в этой связи для проектной организации принципиально иное значение. Проектная организация при правильной организации работ при осуществлении авторского надзора должна не только осуществлять контроль за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ проекту, но и улучшать проектные решения в процессе строительства объекта, а также использовать результаты авторского надзора для повышения качества проектов на других площадках строительства без дополнительных затрат, сил и средств.
Рассмотренные изменения требуют проведения в проектной организации адекватных организационных и технологических новаций, а их разработка и реализация должны определять основное содержание деятельности главного инженера и технического отдела.

Подольский М.С.
Генеральный директор
консультационного центра "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ",
канд. экон. наук

Стекольщиков И.А.
Эксперт консультационного центра "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ"