РОЛЬ ПЕРВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТНОЙ (ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЙ)
ОРГАНИЗАЦИИ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000

Гарантом стабильности качества в условиях рыночных отношений стало наличие у фирмы-изготовителя системы качества, соответствующей определенным требованиям. В большинстве стран таковыми признаны  нормативы, содержащиеся в международных стандартах ISO (Международной организации по стандартизации) серии 9000, первая редакция которых была принята еще в 1987 г. Их требования сегодня в полном объеме учитывают 20 стран мира (включая все страны ЕЭС) и еще около 60 используют рекомендации ISO при разработке своих национальных документов.
В инвестиционном комплексе России эта работа также началась.
Нам известны проектно-изыскательские организации России и Республики Бела-русь, активно включившиеся в решение проблемы качества.  При этом ни одна из фирм по собственной  воле, т.е. "из любви к искусству" не приступала к созданию системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000, всегда эта потребность возникала под давлением рынка, заказчиков, инвесторов, конкурентов и, в некоторой части, под давлением органов управления экономической системой, озабоченных низким качеством продукции  и услуг. Создание системы качества - условие  "выживания" в конкурентной борьбе, и для  первого руководителя это ПРИОРИТЕТНАЯ задача. Существование проектно-изыскательской организации зависит от взаимоотношений с партнерами по рынку (заказчиками, инвестора-ми, строительными подрядчиками, заводами-изготовителями оборудования, субпроекти-ровщиками и  др.).  Пока есть взаимоотношения с партнерами - есть и жизнь хозяйствую-щего субъекта.  Эти взаимоотношения при централизованном планировании  диктовались "сверху", а в условиях рынка они зависят ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО от качества вы-пускаемой продукции и оказываемых услуг. Так живут все фирмы в рыночной экономике, и первому руководителю проектно-изыскательской организации нет смысла  заблуждаться в этом вопросе: именно от его позиции, от понимания  собственной решающей роли в соз-дании системы качества зависит успех руководимого им коллектива.
Наш опыт позволяет очертить первоочередной круг вопросов, которые призван решать руководитель проектно-изыскательской организации в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.  Ему необходимо:
определить и документально оформить политику, задачи и свои обязательства в области качества, согласовать ее с общей стратегией развития проектно-изыскательской организации, ожиданиями и потребностями заказчиков, довести эту политику до  сведения всего персонала и обеспечить ее понимание;
распределить  и документально оформить обязанности, права и ответственность персонала, который руководит, выполняет и проверяет работу, влияющую на качество проектной документации;
обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы качества необхо-димыми ресурсами (информация, кадры, деньги, материально-технические ресурсы и время);
назначить одного из членов своей "команды" представителем руководства в систе-ме качества, который  осуществляет надзор за разработкой, внедрением и функциониро-ванием системы качества и информирует первого руководителя по этим вопросам;
регулярно анализировать систему качества, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность и эффективность при удовлетворении требований стандартов ИСО серии 9000, а также при  реализации заявленной политики в области качества.
Сразу хотелось бы предостеречь от типичной ошибки, которая может свести на нет все усилия  по созданию системы качества: первый руководитель перепоручает перечис-ленные выше обязанности  кому-то из своих заместителей (чаще всего - главному инже-неру), демонстрирует свою лояльность к этим вопросам,  даже иногда интересуется ходом создания системы качества, но.... на этом все заканчивается.
Можно назвать уже три десятка институтов, которые работают над созданием сис-темы качества на основе стандартов ИСО серии 9000, тратят свое время, усилия, деньги, "отвлекают"  проектировщиков на разработку документов системы качества, привлекают консультантов, но при абсолютно индифферентной позиции первого руководителя  все это обречено. В этих институтах хорошие исполнители, они  добросовестно стараются сделать все, что от них зависит, но дело не в них. К сожалению,  их директора по инерции думают, что  рынок - это очередная кампания, которая долго не продлится и  можно подождать, когда это закончится,  без ущерба для существования  института.
Есть еще одна категория руководителей, которые считают, что систему качества для их института можно купить, попросить, скопировать и, наконец, заказать на стороне. Они надеются также на то, что  Госстроем России будут разработаны документы системы качества, которые они легко или не очень легко "привяжут" к своим конкретным условиям. На первый взгляд такая позиция кажется конструктивной  потому что, во-первых, Госстрой России может надежно контролировать состав и содержание указанных документов, во-вторых, - задавать темп этой работы, увеличивая или уменьшая ее финансирование из бюджета, в третьих, для проектно-изыскательских организаций России является привыч-ной ситуация, когда "сверху" сообщают что, как и когда делать. К  тому же этот "верх", по сути,  будет нести ответственность за правильность разработки и внедрения в проектно-изыскательской организации систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Та-кому директору  представляется, что  в этом случае затраты и время на создание системы качества в ПИО будут минимизированы  и, наконец, что должно утешать самолюбие, никто в мире, кроме нас, таким путем не идет.
Создание системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000 - это не разра-ботка чего-то одинакового нового, это приведение в соответствие с требованиями международных стандартов  существующей системы качества конкретной проектной организации.  Система "вырастает" в проектной организации, и "вырастить" ее могут  ТОЛЬКО сами проектировщики. Консультанты же диагностируют существующую  систему качества, повышают квалификацию персонала по вопросам  обеспечения качества, обращают внима-ние на  особенности требований  стандартов ИСО серии 9000, наблюдают за процессом "вырастания" системы, корректируют его при необходимости и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, берут на себя ответственность за то, что при выполнении их советов проблем с сертификацион-ным аудитом (если руководство проектно-изыскательской организации принимает решение о сертификации системы качества) не возникнет.
Поэтому очень важно не допустить ошибки в выборе консультантов. Рекомендуется оценивать степень известности и размеры консультационной фирмы, стоимость услуг, близость к клиенту, компетентность консультантов в области проектно-изыскательской деятельности и т.п.
Сегодня можно констатировать, что качество продукции  становится национальной проблемой России, о чем в том числе  свидетельствует Постановление  Правительства Российской Федерации  от 2 февраля 1998 года ╪ 113 "О некоторых мерах, направлен-ных  на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг", в котором, в частности сказано, что  следует "считать важнейшей задачей федеральных органов ис-полнительной власти осуществление поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов  ГОСТ.Р ИСО 9000 в целях повышения  конкурентоспособности выпускаемой продукции и представляемых услуг".