НЕ  ДОПУСКАТЬ   ОШИБКИ
НА   СТАДИИ   РАЗРАБОТКИ   ДОКУМЕНТАЦИИ

В сознании многих проектировщиков и, что важнее, многих руководителей органов управления строительным комплексом закрепилось мнение, что, усиливая контроль, можно улучшить качество проектов. Такая точка зрения на практике реализуется в длинную цепочку контроля: проектные решения инженера проверяет старший инженер, потом руководитель группы, главный специалист отдела, начальник отдела, ГИП. иногда главный инженер института, потом отраслевая экспертиза и, наконец, государствен-ная экспертиза, по результатам которой более 50 процентов проектной документации возвращается на доработку. И при этом на стройплощадку попадает такая документация, в которой выявляются многочисленные недостатки. Почему?
 

Затруднено информационное взаимодействие между исполнителями и контролерами. Достаточно вспомнить длительный путь экспертных заключений от автора к исполнителю и обратный путь разъяснений, оправданий.
Надежды на выборочный контроль не оправдываются. Применение же статистических методов для определения объема выборок проектных решений, подлежащих контролю, в нашей практике пока не используется.
Часто качество проектных решений можно оценить только в процессе строительства или эксплуатации. Это и выразительность архитектурных решений, и "удобство" монтажа технологического оборудования, и т. п. Другими словами, есть проектные решения, качество которых просто нельзя проконтролировать на стадии разработки. Какой бы контроль качества мы ни проводили, всегда есть вероятность, что ошибки, дефекты "проскочат".
Итак, гарантии качества, основанные на обычной системе контроля, не надежны. Изучение производства дает основание для следующего вывода:
можно обеспечить соответствие продукции заданным стандартам качества посредством управления самим процессом. В таком случае контрольные структуры перестают быть исключительными подразделениями, от которых зависит гарантия качества. В решение проблемы объективно вовлекаются все проектировщики - отдел маркетинга, планово-экономический отдел, подразделение научно-технической информации, производственные подразделения, архив, отдел выпуска и субпроектировщики.
Стоит подчеркнуть, что речь не идет об отрицании контроля. При существующем сегодня уровне процесса проектирования необходимость в контролене отпадает. Он должен проводиться. Однако как бы тщательно ни контролировалось качество проектных решений, часть контрольных действий объективно будет ошибочной, и дефектная проектная продукция может попасть к заказчику. Именно это обстоятельство диктует необходимость переноса акцентов в решении проблем качества проектной продукции на процесс управления.
Создание систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000 есть реальная возможность управлять процессом проектирования. В предыдущих публикациях на эту тему, когда обсуждались причины, побуждающие проектные организации приводить свои системы качества в соответствие с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, говорилось о требованиях заказчиков, политике Правительства Российской Федерации и Госстроя России, Гражданском кодексе РФ и т. п., однако вопрос неэффективности громоздких контрольных структур не затрагивался,
В настоящее время достаточно много говорится о необходимости государственного регулирования на переходном этапе к рыночной экономике. В капитальном строительстве это реализуется в трех направлениях:
во-первых, в разработке нормативных документов, обеспечивающих жизнь и здоровье населения, охрану окружающей среды, конструктивную устойчивость и надежность строительных конструкций и изделий систем инженерного оборудования зданий и сооружений, совместимость проектирования и строительства; во-вторых, усиление роли государственной экспертизы; в-третьих, лицензирование строительной деятельности.
Именно третье направление - лицензирование строительной деятельности - по своей сути обращает внимание на процесс проектирования, то есть на предупреждение, а не на исправление ошибок, и в этом направлении определенное государственное регулирование, по нашему мнению, вполне уместно.
Как известно, в соответствии с Поло-жением о лицензировании строительной деятельности, утвержденным По-становлением Правительства РФ от 25 марта 1996 года ╪ 351, для получения (продления) лицензии необходимо представить "сведения о наличии сис-темы контроля качества работы" в проектной организации. Эта запись, по нашему мнению, не выдерживает крити-ки: на практике это выражается в представлении лицензионным органам сведений либо о том, что в институте в восьмидесятых годах разрабатывались стандарты КС УКП, либо о том, что в техническом отделе проверяют качество проектных решений. На самом деле все это не более чем профанация. Итак, посмотрим правде в глаза и скажем, что при выдаче (продлении) лицензии необходимости продемонстрировать качество процесса проектирования и гарантию качества документации практически не существует. Первая попытка в этом направлении, предпринятая ФЛЦ Госстроя России, который увязывал выдачу лицензии с необходимостью начать работу по созданию системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000, к сожалению, пока не нашла поддержки. (Письмо Госстроя России от 10.12.98 года ╪ БВ-436, в котором сказано, что "представление соискателями лицензий на проектные работы информации о состоянии внедрения системы качества, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000, носит не обязательный, а рекомендательный характер".)
Думается, есть основания утверждать, что необходимо усилить государственное регулирование процессом проектирования и, как следствие, качеством проектной документации, используя для этого хорошо себя зарекомендовавшую во всем мире систему качества на основе стандартов ИСО серии 9000.

Марк ПОДОЛЬСКИЙ, генеральный директор
СЭБЦ ФЛЦ Госстроя России,
кан-дидат экономических наук