К вопросу о системе качества на основе  ГОСТ.Р ИСО 9000 в
строительно-монтажных организациях
(Комментарий к Письму Госстроя России от 1.06.99 ╪ АТ-1863/6 " О внедрении систем
качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 в строительно-монтажных организациях")

Обеспечение качества при одновременном снижении затрат всегда было целью любого производителя, ибо  некачественный продукт не покупается, а высокие производственные затраты влекут за собой потерю прибыли от продажи даже качественного товара. В современных условиях новую актуальность приобретает гарантия качества продукции строительного комплекса. По результатам проверок  инспекции Госархстройнадзора России установлено, что 93 процента  проверенных строящихся объектов имеют значительные и критические дефекты в возведении ответственных конструкций.
Известно, что предупреждение дефектов обходится гораздо дешевле, чем их исправление. Чем позже выявляется дефект, тем больше материальных, финансовых и трудовых ресурсов потребуется на его устранение.
Гражданский Кодекс (ст.755) ответственность за недостатки (дефекты),обнаруженные в пределах гарантийного строка, возлагает на подрядчика, поэтому строительным организациям необходима система, позволяющая своевременно выявлять любые дефекты и предупреждать их возникновение, то есть гарантировать ЗАКАЗЧИКУ стабильное качества строительной продукции. Соблюдение норм международных стандартов ИСО серии 9000 (ГОСТ.Р ИСО 9000) применительно к системам качества предприятий строительного комплекса призвано обеспечить такую гарантию. Эти нормы являются дополнительными требованиям к продук-ции, кроме содержащихся в технических условиях.
В последнее время внедрение систем качества находит отражение  в нормативных документах как на уровне народного хозяйства (в начале 1998 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации ╪ 113 "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг"), так и отраслевом уровне ( в июне 1999 года - письма Госстроя РФ ╪ АТ-1863/6 "О внедрении систем качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 в строительно-монтажных организациях Российской Федерации" и ╪6-74 "О создании и внедрении в строительно-монтажных организациях систем качества на основе стандартов ГОСТ Р ИСО 9000"). Первыми в строительном комплексе начали создавать системы качества на основе  стандартов ИСО серии 9000 проектно-изыскательские организации. В настоящее время более 100 проектно-изыскательских организаций работают в этом направлении, а около 10 в 1999 году  планируют получить сертификаты соответствия Госстандарта РФ, TUV-CERT, BUREAU VERITAS  и Lloyd's Register Quality Assurance Ltd. Строительно-монтажные организации пока необходимости в такой работе не осознают, хотя определенное движение в этом направлении наметилось в строительном комплексе Москвы, т.к. в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы (╪ 124-РЭП от 19.02.1999 года) все организации, производящие продукцию  и выполняющие работы (услуги), применяемые при реализации московских городских  и муниципальных строительных программ на объектах нового строительства,  реконструкции, технического перевооружения и ремонта, в срок до 31.12.2000 года должны сертифицировать системы качества на соответствие ИСО 9000.
Госстрой России планирует в 1999-2000 годах организовать выполнение в  строительном комплексе, в том числе - строительно-монтажных организациях первых трех (подготовительных) этапов создания системы качества на основе  стандартов ИСО серии 9000: обследования существующих в организациях систем качества, формирования организационной структуры системы качества и повышения квалификации руководителей и специалистов по вопросам систем качества на основе  стандартов ИСО серии 9000. В перспективе есть возможность к 2002 году завершить работы по созданию систем качества на основе  стандартов ИСО серии.
Система качества, основанная на требованиях ГОСТ Р ИСО 9000, охватывает все стадии процесса производства строительной продукции: анализ договора с заказчиком, закупка стройматериалов, оценка и выбор субподрядчиков, идентификация и прослеживаемость строительной продукции, управление процессом производства строительных работ; контроль и испытания материалов, конструкций; управление несоответствующей (бракованной) продукцией; погрузочно-разгрузочные работы, хранение, консервация и поставка; подготовка кадров; обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами. Важное место в системе занимают корректирующие и предупреждающие действия.
Для внедрения систем качества в строительных организациях на основе ИСО серии 9000 важно изыскать необходимые ресурсы: персонал, средства, время. Очень важно на первоначальных этапах разъяснять цели и задачи этой системы. Все работники должны осознать, что идея создания системы исходит от первого руководителя и поддерживается  им. Но успех может обеспечить только максимальное вовлечение всех сотрудников - от управляющего трестом, начальника строительно-монтажного управления до рабочих - в ее разработке и внедрении. Ни одно подразделение, ни один участок не должны остаться вне конкретной работы по обеспечению качества.
Разработка системы начинается с обследования состояния существующей в организации системы качества - соотнесения реального положения дел с обеспечением качества продукции с требованиями, предъявляемыми ГОСТ.Р ИСО 9000 .
Отличительной чертой ГОСТ Р ИСО 9000 является не только определенный набор требований  к системе качества, но и обязательность документирования всех процессов строительного производства (например, процесса обеспечения актуальными нормативными документами, проведения лабораторных испытаний материалов, выбора субподрядной организации и т.д.). Для оценки, условно говоря,  "стартового уровня" строительной организации, проводится обследование действующей в ней системы качества, в частности, анализируются организационно-распорядительные документы, регламентирующие систему качества, проводятся собеседования с руководителями, ведущими специалистами СМО и т.п. Обследование проводится, как правило, независимыми экспертами в течение 3-4 дней (в зависимости от численности и территориального размещения организации). Результаты обследования оформляются в виде памятной записки и представляется первому руководителю СМО.
Итогом первого этапа является расчет ориентировочного объема работ, необходимых для реформирования системы качества на основе ГОСТ.Р ИСО 9000.
Результаты обследования позволяют приступить ко второму этапу - созданию организационной структуры системы качества.
Для эффективного функционирования системы качества ее разработкой должны заниматься квалифицированные специалисты, заинтересованные в результатах своей деятельности и способные увлечь других сотрудников. Кураторские функции выполняет специальный представитель руководства, как правило, из числа первых заместителей руководителя организации, авторитетный и хорошо знающий технологию строительства. На время разработки системы назначается "руководитель проекта разработки и внедрения системы качества",  в чьи обязанности входит координация всех работ по созданию системы. Образуются также  Совет по качеству и Служба качества. Во всех подразделениях и на всех участках необходимо определить уполномоченных по системе качества (промоторов), которые на стадии разработки системы будут выступать разработчиками отдельных документов системы качества и ее "пропагандистами"  в своих подразделениях. После окончания разработки промоторы будут отслеживать состояние системы и совершенствовать ее каждый на своем месте. Представитель руководства, руководитель проекта разработки и внедрения системы качества, члены Совета по качеству и промоторы выполняют обязанности по системе качества параллельно со своими основными обязанностями. Освобожденными работниками являются только работники Службы качества.
Чтобы создать эффективную систему необходимо хорошо знать правила ее построения. Успех внедрения системы качества во многом зависит от уровня знаний ГОСТ.Р ИСО 9000.
После того, как создана организационная структура службы качества, определен ее персональный состав приступают к Повышение квалификации работников СМО. Ввиду новизны и не традиционности изложения данного документа (стандарты являются международными и содержат единые требования для организаций всех отраслей народного хозяйства) существует необходимость повышения квалификации руководства (управляющего и его заместителей, начальников отделов, начальников участков, прорабов, мастеров и представителей подразделений (промоторов) и рабочих. Работа по повышению квалификации сотрудников СМО начинается сразу после того, как создана организационная структура системы качества и определен ее персональный состав.
Опыт  консультирования  и  повышения квалификации  показывает, что если 10-15% ключевых работников повышают квалификацию с привлечением консультантов, то  остальной персонал успешно проходит переподготовку  в процессе разработки и внедрения системы качества с помощью этих обученных работников. Рационально сначала провести повышение квалификации только специалистов, участвующих в разработке документации и внутренних аудитах системы качества. При этом программы повышения квалификации должны быть ориентированы на разные аудитории. Например, для руководства должен делаться больший акцент на общие принципы обеспечения и функционирования системы качества, а для промоторов - на разработку и оценку документации системы качества.
На основании практического опыта можно определить примерные затраты времени для повышения квалификации без отрыва от производства:
для высшего руководства СМО - 2 рабочих дня;
для руководителей подразделений, начальников участков - 4 рабочих дня;
для прорабов, мастеров и представителей подразделений (промоторов) - 5 рабочих дней;
для внутренних аудиторов - 3 рабочих дня.
Результаты повышения квалификации должны быть документированы.
Минимизации затрат и координации работ призван способствовать утвержденный первым руководителем СМО календарный план внедрения системы качества. В нем определяются все этапы разработки и внедрения документов, а также сроки внутренних проверок.
Как только в организации будет разработан первый документ системы качества, необходимо приступать к отслеживанию его функционирования: насколько реальные процессы, происходящие в строительной организации,  соответствуют документу, не возникли ли отклонения, в чем их причина, как улучшить систему качества - осуществлять внутренний аудит системы качества  силами независимых обучен-ных специалистов из числа работников организации.
Разработка и внедрение системы качества должны осуществляться в управляемых условиях.  Этому способствует специальный план-график, с указанием ответственных  за разработку каждого конкретного документа и их помощников - участников рабочих групп. Следует иметь виду, что чем больше сотрудников СМО будет непосредственно участвовать в этой работе, тем меньше времени уйдет на внедрение системы качества. При формировании групп и организации их совместной дея-тельности следует создавать условия для того, чтобы каждый член группы проявил себя, мог работать  коллективе и, что немаловажно, имел  время на осмысление и обсуждение разрабатываемого документа.
При разработке документов следует помнить, что система качества индивидуальна для каждой организации и копирование документации  других  СМО,  а  также составление документов сторонними специалистам не обеспечат ее эффективного функционирования.
Но через целевое  консультирование в процессе разработки и внедрения системы качества, к которому привлекаются в том числе и квалифицированные специалисты со стороны, можно успешно применить тот положительный опыт, который накоплен в других организациях, и минимизировать количество возможных ошибок. Хочется еще раз подчеркнуть : система будет успешно функционировать, если она "вырастает" внутри СМО, и "вырастить" ее могут ТОЛЬКО сами работники строитель-ной организации. Консультанты не застрахуют на 100% организацию от ошибок, но, наблюдая за процессом "вырастания" системы и опираясь на свой опыт, своевре-менно скорректируют при необходимости этот процесс.
Внедрение системы качества должно продолжаться не более 12-14 месяцев. Консультанты СЭБЦ ФЛЦ Госстроя России "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ",  имеющие опыт   разработки и внедрения систем качества, считают такие сроки наиболее целесообразными. При затягивании работы ослабляется мотивация, и это ведет к дополнительным затратам.
По окончании разработки и внедрения системы качества органом по сертификации при участии консультантов может быть проведен предсертификационный  аудит и определены направления доработки системы.
Для проведения сертификационного аудита и оформления сертификата на систему качества (сертификация системы качества не является обязательной и проводится по решению руководства СМО.) можно обращаться либо в Федеральный научно-технический центр сертификации в строительстве Госстроя России, либо в одну из организаций, сертификаты которых признаются большинством стран мира. При подтверждении сертификационным органом соответствия предъявленной на аудит системы требованиям ИСО серии 9000 принимается решение о выдаче сертификата сроком на три года. После чего проводится повторный сертификационный аудит и выдается новый сертификат на последующие три года. Уровень системы качества необходимо постоянно поддерживать и ежегодно подтверждать через надзорные аудиты органа  по сертификации.
СЭБЦ ФЛЦ Госстроя России "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ, образованный в декабре 1990 года, является одной из организаций, консультанты которой подготовлены для выполнения всех поставленных СМО условий при внедрении систем качества и  имеют квалификацию сертифицирующих органов: менеджер  качества  (QUALITATSMANAGER  TUV),  аудитор систем   качества (QUALITATSAUDITOR TUV, TUV CERT-AUDITOR Quality Management, Lead Assessor BVQI).
"ЦНИОпроект-ИНВЕСТ" является специализированным экспертным базовым центром Федерального лицензионного центра Госстроя России  по вопросам создания систем качества (Аттестат ФЛЦ-б ╪ 061). Адрес: 123458, Москва, а/я-117, Тел/факс (095) 158-0643, Тел/факс 942-2269, E-mail: a9422269@mtu-net.ru )
Эффективная система качества строительной организации является не только своеобразной гарантией получения заказов, но и закладывает надежную основу для развития всех отраслей народного хозяйств?, выступающих Заказчиками строитель-ной продукции, а значит и научно-технического прогресса в России.

М.С.Подольский,
Генеральный директор СЭБЦ ФЛЦ Госстроя России "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ", канд. экон. наук, менеджер по качеству TUV-CERT, аудитор систем качества BVQI и TUV-CERT.

Жилкина А.Н.
Эксперт-консультант СЭБЦ ФЛЦ Госстроя России "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ", канд. экон. наук, доцент Государственного университета управления, аудитор систем качества BVQI