ИСО серии 9000 - предпочтительный путь совершенствования
качества

        В течение последних 30-40 лет качество продукции в странах с рыночной экономикой все в большей степени оказывается в центре внимания производителей, а для многих предприятий - просто становится стратегическим фактором успеха. Углубление сознания потребителей в области качества, наступление идей качества с Дальнего Востока и другие факторы развития привели сначала в автомобильной промышленности, а затем во многих других отраслях к тому, что крупные предприятия начали проверять способность своих поставщиков к обеспечения качества.
        Эта проверка, получившая название "аудитирование", к середине 80-х годов получила такое широкое распространение, что некоторые субпоставщики вынуждены были терпеливо сносить в течение года до 20 и более подобных аудитов, в которых каждый из их заказчиков выставляли свои требования к их системам качества. Чтобы выполнить эти различные требования, субпоставщики должны были внедрять у себя различные системы качества, что вело к высоким затратам времени и средств. Поэтому были осуществлены поиски возможных путей снижения этих затрат. Разработка и внедрение стандартов на системы качества способствовали снижению этих затрат, так как они всем предприятиям задавали единые рамки, в которые должны быть вписаны системы качества. С их помощью головные предприятия могли теперь единообразно проводить оценку систем качества всех своих поставщиков.
        ИСО (Международная организация по стандартизации) создала подобный стандарт качества в виде норм ИСО серии 9000, которые в 1987 году стали международной серией норм. В России эти нормы включены в систему ГОСТ Р.
        Нормы ИСО серии 9000 со времени своего внедрения утвердились в качестве единой основы, на базе которой может быть построена такая система качества, которая будет иметь высокое признание внутри страны и за границей. В условиях международной конкуренции функционирующая и сертифицированная в соответствии с нормами ИСО серии 9000 система качества становится все более признанным стандартом качества, а во многих отраслях - необходимым условием для того, чтобы остаться на рынке. Тот факт, что нормы ИСО серии 9000 уже признаны более чем в 70 странах мира, доказывает их универсальный характер и пригодность для использования в качестве основы при создании систем качества.
        "Семейство" норм ИСО серии 9000 состоит из ряда отдельных норм, при этом ИСО 9000 является общим руководством по выбору и применению соответствующих норм систем качества. ИСО 9004 также представляет собой руководство. В нем определены принципы системы качества и разъяснены элементы этой системы. Эта норма относится к внутренним аспектам системы качества и является пособием по разработке и внедрению систем качества.
        Оба эти руководства ( ИСО 9000 и ИСО 9004) являются рамками для ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003, которые представляют собой описания трех моделей представления систем качества. Эти различные модели не образуют между собой какую-то иерархическую последовательность, т.е. сертификация, например, в соответствии с ИСО 9001 не является более ценной, чем в соответствии с ИСО 9002. Модели позволяют предприятию иметь определенный выбор, максимально учитывающий индивидуальные особенности его структуры. Если, например, на предприятии нет своей собственной службы разработки (проектирования), сертификация проводится не в соответствии с ИСО 9001, а в соответствии с ИСО 9002.
        Сегодня, когда уже более ста проектных (изыскательских) организаций России приступили к созданию систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000, а остальные с очевидностью займутся этим в ближайшее время, следует определить свое отношение к существовавшей раннее Комплексной системе управления качеством продукции (КСУКП) и понять, насколько возможно применить отдельные фрагменты этой системы в новых условиях.  Дело в том, что нормативная база для разработки стандартов КСУКП не существовала. Уровень требований определялся разработчиком СТП и зависел от его опыта и квалификации. Поскольку не было норм, то содержание СТП не могло по определению находиться под контролем, т.к. контроль предполагает сравнение с чем-то. Что же касается ИСО 9000, то, например, в модели для обеспечения качества ИСО 9001-94 содержатся около сотни норм, сгруппированные в 20 блоков (элементы системы качества). Указанные нормы, по сути, это спрессованный опыт лучших фирм в странах с рыночной экономикой, который накапливался, изучался, систематизировался и, наконец, нашел свое воплощение в стандартах ИСО серии 9000.
        При разработке СТП в КСУКП практиковалась подготовка эталонов указанных документов, как правило, по заданию отраслевых Министерств и ведомств, которые затем "тиражировались" в конкретных проектно-изыскательских организациях, для которых эти эталоны имели статус норм.
        В ИСО 9000 все необходимые нормы уже есть и идеологическая основа этой системы качества состоит в том, что КАЖДАЯ организация, руководствуясь нормами и, учитывая свои конкретные особенности (численность персонала и квалификацию персонала, расположение, номенклатуру продукции, организационную структуру управления, сложившуюся практику работы, взаимоотношения, требования заказчиков в конкретной отрасли (регионе) и т.п.), разрабатывает СОБСТВЕННЫЕ документы системы качества.
        Опыт фирм, которые создали и сертифицировали системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует о том, что "копирование и подгонка документации, сделанной специалистами других фирм или нейтральных образцов приводит к потере времени, своего рода отторжению ее со стороны своих специалистов, участвующих в этом процессе. Кроме того, здесь верна старая поговорка: "Прекрасно скопировано, но плохо понято!". Если документацию системы качества разрабатывает внутренний или внешний "эксперт", работающий в отрыве от других специалистов (в "башне из слоновой кости"), то в дальнейшем потребуется значительно больше усилий, чтобы побудить к активным действиям участвующих в этом процессе специалистов, так как трудно заставить их действовать по спущенным "сверху" правилам, безошибочно достичь поставленных целей и доказать при проведении сертификационного аудита, что система функционирует в соответствии с разработанными таким образом инструкциями. Это означает, что чем больше сотрудников при внедрении системы качества было задействовано в описании процессов, тем меньше усилий необходимо для их обучения и тренировки перед сертификационным аудитом с тем, чтобы они могли продемонстрировать аудиторам функционирование согласованных и описанных процедур и правил с приведением примеров из повседневной жизни.
        Вышеизложенная позиция положена в основу организации работы Консультационного центра "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ", эксперты которого сконцентрировали внимание на проведении независимых обследований существующих в ПИО систем качества, повышении квалификации проектировщиков по вопросам создания систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000 и консультировании их при разработке и внедрении документов указанной системы.