В течение последних 30-40
лет качество продукции в странах с рыночной экономикой все в большей степени
оказывается в центре внимания производителей, а для многих предприятий
- просто становится стратегическим фактором успеха. Углубление сознания
потребителей в области качества, наступление идей качества с Дальнего Востока
и другие факторы развития привели сначала в автомобильной промышленности,
а затем во многих других отраслях к тому, что крупные предприятия начали
проверять способность своих поставщиков к обеспечения качества.
Эта проверка, получившая
название "аудитирование", к середине 80-х годов получила такое широкое
распространение, что некоторые субпоставщики вынуждены были терпеливо сносить
в течение года до 20 и более подобных аудитов, в которых каждый из их заказчиков
выставляли свои требования к их системам качества. Чтобы выполнить эти
различные требования, субпоставщики должны были внедрять у себя различные
системы качества, что вело к высоким затратам времени и средств. Поэтому
были осуществлены поиски возможных путей снижения этих затрат. Разработка
и внедрение стандартов на системы качества способствовали снижению этих
затрат, так как они всем предприятиям задавали единые рамки, в которые
должны быть вписаны системы качества. С их помощью головные предприятия
могли теперь единообразно проводить оценку систем качества всех своих поставщиков.
ИСО (Международная организация
по стандартизации) создала подобный стандарт качества в виде норм ИСО серии
9000, которые в 1987 году стали международной серией норм. В России эти
нормы включены в систему ГОСТ Р.
Нормы ИСО серии 9000 со
времени своего внедрения утвердились в качестве единой основы, на базе
которой может быть построена такая система качества, которая будет иметь
высокое признание внутри страны и за границей. В условиях международной
конкуренции функционирующая и сертифицированная в соответствии с нормами
ИСО серии 9000 система качества становится все более признанным стандартом
качества, а во многих отраслях - необходимым условием для того, чтобы остаться
на рынке. Тот факт, что нормы ИСО серии 9000 уже признаны более чем в 70
странах мира, доказывает их универсальный характер и пригодность для использования
в качестве основы при создании систем качества.
"Семейство" норм ИСО серии
9000 состоит из ряда отдельных норм, при этом ИСО 9000 является общим руководством
по выбору и применению соответствующих норм систем качества. ИСО 9004 также
представляет собой руководство. В нем определены принципы системы качества
и разъяснены элементы этой системы. Эта норма относится к внутренним аспектам
системы качества и является пособием по разработке и внедрению систем качества.
Оба эти руководства ( ИСО
9000 и ИСО 9004) являются рамками для ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003, которые
представляют собой описания трех моделей представления систем качества.
Эти различные модели не образуют между собой какую-то иерархическую последовательность,
т.е. сертификация, например, в соответствии с ИСО 9001 не является более
ценной, чем в соответствии с ИСО 9002. Модели позволяют предприятию иметь
определенный выбор, максимально учитывающий индивидуальные особенности
его структуры. Если, например, на предприятии нет своей собственной службы
разработки (проектирования), сертификация проводится не в соответствии
с ИСО 9001, а в соответствии с ИСО 9002.
Сегодня, когда уже более
ста проектных (изыскательских) организаций России приступили к созданию
систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000, а остальные с очевидностью
займутся этим в ближайшее время, следует определить свое отношение к существовавшей
раннее Комплексной системе управления качеством продукции (КСУКП) и понять,
насколько возможно применить отдельные фрагменты этой системы в новых условиях.
Дело в том, что нормативная база для разработки стандартов КСУКП не существовала.
Уровень требований определялся разработчиком СТП и зависел от его опыта
и квалификации. Поскольку не было норм, то содержание СТП не могло по определению
находиться под контролем, т.к. контроль предполагает сравнение с чем-то.
Что же касается ИСО 9000, то, например, в модели для обеспечения качества
ИСО 9001-94 содержатся около сотни норм, сгруппированные в 20 блоков (элементы
системы качества). Указанные нормы, по сути, это спрессованный опыт лучших
фирм в странах с рыночной экономикой, который накапливался, изучался, систематизировался
и, наконец, нашел свое воплощение в стандартах ИСО серии 9000.
При разработке СТП в КСУКП
практиковалась подготовка эталонов указанных документов, как правило, по
заданию отраслевых Министерств и ведомств, которые затем "тиражировались"
в конкретных проектно-изыскательских организациях, для которых эти эталоны
имели статус норм.
В ИСО 9000 все необходимые
нормы уже есть и идеологическая основа этой системы качества состоит в
том, что КАЖДАЯ организация, руководствуясь нормами и, учитывая свои конкретные
особенности (численность персонала и квалификацию персонала, расположение,
номенклатуру продукции, организационную структуру управления, сложившуюся
практику работы, взаимоотношения, требования заказчиков в конкретной отрасли
(регионе) и т.п.), разрабатывает СОБСТВЕННЫЕ документы системы качества.
Опыт фирм, которые создали
и сертифицировали системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000
свидетельствует о том, что "копирование и подгонка документации, сделанной
специалистами других фирм или нейтральных образцов приводит к потере времени,
своего рода отторжению ее со стороны своих специалистов, участвующих в
этом процессе. Кроме того, здесь верна старая поговорка: "Прекрасно скопировано,
но плохо понято!". Если документацию системы качества разрабатывает внутренний
или внешний "эксперт", работающий в отрыве от других специалистов (в "башне
из слоновой кости"), то в дальнейшем потребуется значительно больше усилий,
чтобы побудить к активным действиям участвующих в этом процессе специалистов,
так как трудно заставить их действовать по спущенным "сверху" правилам,
безошибочно достичь поставленных целей и доказать при проведении сертификационного
аудита, что система функционирует в соответствии с разработанными таким
образом инструкциями. Это означает, что чем больше сотрудников при внедрении
системы качества было задействовано в описании процессов, тем меньше усилий
необходимо для их обучения и тренировки перед сертификационным аудитом
с тем, чтобы они могли продемонстрировать аудиторам функционирование согласованных
и описанных процедур и правил с приведением примеров из повседневной жизни.
Вышеизложенная позиция положена
в основу организации работы Консультационного
центра "ЦНИОпроект-ИНВЕСТ", эксперты которого сконцентрировали внимание
на проведении независимых обследований существующих в ПИО систем качества,
повышении квалификации проектировщиков по вопросам создания систем качества
на основе стандартов ИСО серии 9000 и консультировании их при разработке
и внедрении документов указанной системы.